Советы педагога — психолога

Как подготовить малыша к детскому саду

Мальчик1. Ваш ребенок идет в детский сад — перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идеальные картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в повторение слов с самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 10 до 11.30 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном, перед едой и после еды, желательно приучить ребенка гулять без подгузников.

3. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможных трудностях при посещении ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и находить общее оптимальное решение в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. Необходимо заранее приучить ребенка к навыкам самообслуживания самостоятельно есть ложкой, пить из чашки.

4. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде, но и не пускать его на самотек.

5. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Подготавливая ребенка к поступлению в ДОУ, необходимо изменить сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («Принеси мою «рабочую» сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
Также есть категория детей, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

6. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Хорошо, если у вас летом на даче или во дворе образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

Два слова хочется сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Надеемся что, Вы прислушаетесь к нашим советам и начнете готовить Вашего малыша к посещению МБДОУ уже сейчас.

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ:

БУДЬТЕ ПОСРЕДНИКОМ, А НЕ АРБИТРОМ

Ситуация: дети ссорятся.

Обычная реакция: «Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе!». В доме наступает покой, наша проблема решена! А вот их проблема… может, и нет. Они обижаются и злятся. Иногда мы считаем своим долгом решить конфликт. Требуем объяснений, выслушиваем, разбираемся. А они ждут оценки, решения взрослого. Мы сдаемся и берем на себя роль арбитра? Поиск правого и виноватого, хоть и представляется крайне важным непосредственным участникам конфликта, на самом деле не только не имеет смысла, но часто чреват будущими ссорами. Так что же, пусть дети сами решают свои проблемы? Тогда есть риск, что прав окажется тот, кто сильнее.

Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.

Конфликт — это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение! Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.

Новая установка: будьте посредником и помощником. Уточните правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.

— Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?

— Помоги, скажи ему, что…

— Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит обоих. Кто первый?

Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду

Для создания условий психологического комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

— Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

— В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

— Быть затейником и участником детских игр и забав.

— В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместе.

— Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

— В своих отношениях с ребенком постарайтесь помнить о том, что: ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

— В каждой конкретной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

— Навязывание своих правил и требований не должно быть против воли детей- это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

— Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

— Тихий,застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

— Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия -демагогия и опасная практика.

— Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка.При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Как помочь эмоциональным детям

1. Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, что с ним происходит, что он чувствует. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. (Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь…. радость, страх…) или (хочешь играть…). После этого остается только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т.е., если сегодня вы сказали «Да», а завтра «Нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались», тогда ребенок начнет вами манипулировать и искать «Новые кнопки».

2. Эмоциональные дети (боязливые и шумливые) нуждаются в двигательной физической активности. Необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т.е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

3. С точки зрения детской психологии обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления: поощрения (в речи – «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях – обнять, погладить).

Рекомендации на лето для родителей будущих первоклассников.

— Лето, каникулы, — идеальное времяпровождение для родителей и детей. Наслаждайтесь каждым мгновением беззаботного отдыха!

— По возможности продолжайте соблюдать режимные моменты (подъем, завтрак, обед, сон дневной, ужин, отход ко сну, гигиенические процедуры) водно и то же время

— Продолжайте закреплять навыки самообслуживания. Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно выполнял все действия по уходу за собой.

— Продолжайте заниматься спортом. Так как, всем нам известно в здоровом теле – здоровый дух! А активная жизненная позиция всегда позволяет добиваться наилучших результатов в любой деятельности

— Если Вы все-таки решили уделить время развивающим занятиям с ребенком, используйте игры различной направленности. Старайтесь поддерживать интерес к обучению через игру, не переутомляя своих детей

— Желательно использовать в играх-занятиях подручный материал (игрушки, предметы быта, предметы художественной деятельности, одежду и т.д.). Такой подход будет поддерживать интерес к занятиям и всегда будет разнообразен в использовании

— Продолжайте расширять словарный запас. ЧИТАЙТЕ вместе; поочередно: Вы – ребенок. Разучивайте стихи, песни. Обсуждайте с детьми все что видели, слышали, читали, смотрели, делали

— Закрепляйте новые впечатления в рисунках, коллажах, аппликациях, поделках. Любая деятельность, совместная и самостоятельная развивает и воображение, и мышление, и память, и речь, и внимание

— Больше позитивных впечатлений! Хорошее настроение, оптимизм, открытость внешнему миру, мощное желание добиться поставленной цели, желания и реализация этого желания – есть алгоритм удачи!

Педагог — психолог Прохорова М.А.

Комментарии запрещены.