Образовательные стандарты

  Нормативные документы:
  •  Приказ № 1155 от 17.10.2013 об утверждении ФГОС Москва;
  •  Приказ  № 1182-П от 19.09.2013 об утверждении мероприятий ФГОС Владимир;
  • ФГОС ДО - Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Федеральные государственные стандарты (ФГОС ДО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основные направления реализации ФГОС:
  • Ориентация на содействие развития ребёнка при взаимодействии с родителями;
  • Организация осмысленной и интересной жизни детей в детском саду;
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка;
  • Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
  • Создание условий для того, чтобы каждый воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально- культурных и природно- географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
  • Единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования .
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-Ф3 была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт  включает 3 вида требований:
  • Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям;
  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
О требованиях к Программе. ФГОС ДО определяет требования к структуре, содержанию и объёму Программы. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
  • Социально- коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно- эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

О требованиях к условиям реализации Программы.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического, физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно- пространственной среде, психолого- педагогическим, кадровым, материально- техническим условиям реализации программы дошкольного образования.  

О требованиях к результатам освоения Программы.

Данные требования представлены целевыми ориентирами:
  • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке муниципального(государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.  

К выпуску ребёнка из детского сада и переходу его к школьному обучению, в результате освоения Программы он приобретает следующие интегративные качества, составляющие личностный портрет выпускника:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;
  • Любознательный, активный;
  • Эмоционально отзывчивый;
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы правила и поведения;
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы) адекватные возрасту;
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Таким образом, введение ФГОС ДО к образовательной программе направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребёнка на доступное, качественное образование.  

О требованиях к работе с родителями:

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчёркнуто , что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого- педагогическим условиям является требование обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.  

 В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • Обеспечить открытость дошкольного образования;
  • Создать условия для участия родителей (законных представителей в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Родителям о стандарте дошкольного образования:
  • Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. Такой стандарт был разработан, обсуждён общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г, регистрационный номер № 30384) утверждён и вводится в действие с 1 января 2014г.
  • ФГОС ДО создан впервые в российской истории. На основе стандарта разрабатываются Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
  • ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нём учтены индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе- Организации), реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
 

Здесь Вы можете перейти по ссылке для ознакомления с информацией о федеральных государственных образовательных стандартах:

ФГОС дошкольного образования

Комментарии запрещены.